вторник, 14 июля 2015 г.

Требования и границы в воспитании детей


Границы и требования должны присутствовать в жизни ребенка, именно благодаря им ребёнок учится обеспечению собственной безопасности, нормам жизни в человеческом обществе, контролю своего поведения. Пока ребёнок совсем маленький, эти функции выполняют за него родители. В младенческом возрасте установление границ может быть в виде маминого недовольства от того, что ребенок прикусывает грудь или тянет за волосы. В возрасте до 3 лет – ограничение выхода на дорогу и любые другие, сохраняющие жизнь и здоровье ребёнка, выполнение гигиенических требований и режимных моментов: туалет, мытьё рук, укладывание на дневной и ночной сон; а также сбор игрушек. От 3-х до 7-ми можно постепенно добавлять маленькие домашние обязанности (порядок в своих вещах, игрушках, помощь в накрытии стола к обеду, мытьё посуды). С началом обучения в школе добавляются еще и требования, связанные с учебной деятельностью и расширением самостоятельности (например, своевременное возвращение из школы, выполнение домашнего задания, домашние обязанности).

Правила могут быть адекватно восприняты ребенком только в случае, если они устанавливаются на базе тёплых, дружественных отношений в семье, то есть основаны на любви и принятии ребёнка его близкими взрослыми. Правила поведения, требования к ребёнку, устанавливаемые в семье должны учитывать возраст ребёнка, его потребности, состояние эмоциональной сферы. Поэтому, прежде чем заниматься «дисциплиной» оцените ваш семейный «психологический климат». Если с ним все в порядке, можно и о правилах задуматься))).

Важно также, чтобы дети знали о существующих правилах, чтобы они (правила) проговаривались с детьми, а с более старшими – носили характер обсуждения - договора, так как в некоторых семьях правила существуют лишь в «головах» родителей – в этих случаях поведение родителей бывает часто непредсказуемым и пугающим для ребенка. Знание правил, установленных в доброжелательной форме со стороны родителей, делает жизнь ребенка более осознанной, организованной, а также создает ему чувство безопасности и внутреннего комфорта.
Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка (например, фраза «не суй свой нос, куда не просят», сказанная любознательному четырёхлетке, которого так привлекает всё вокруг), вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.
Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они должны пересматриваться и меняться в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком.
Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка. Иначе (если у каждого взрослого в семье свои правила) ребёнок будет растерян, ведь для него важны и мама, и папа, и задача по выполнению таких «требований» окажется для него непосильной и вызовет невротические реакции.
Часто родители при составлении единых, согласованных правил поведения для своих детей испытывают трудности. В этом случае нужно обратиться к психологу. Он поможет родителям систематизировать требования, внести в них ясность, выработать более четкую воспитательную позицию и согласованное отношение к ней со стороны родителей. Дисциплина при несогласованности требований разными членами семьи в принципе невозможна!
Далеко не всегда родителям удаётся добиться выполнения каких-то требований мирными способами, ведь так или иначе это ограничение свободы ребёнка, которое кажется ему противоестественным и часто вызывает протест. На помощь здесь приходит система поощрений и санкций. Физические наказания вовсе не являются такими действенными санкциями, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, четкая воспитательная позиция, а также контакт с самим ребенком. Лучшие санкции – это временное лишение ребенка чего-то хорошего, чем причинение ему боли.
Самое главное, чтобы приучить ребенка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребенка к слову родителей. Необходимо доказать ребенку, что если Вы, родители, говорите о том, что что – то сделаете, то Вы сделаете это непременно. Если же Вы выдвигаете требование с предупреждением о возможной санкции, а ребенок, не выполняя требование, точно знает, что Вы можете уступить, спасовать, дать себя уговорить, «тогда Ваш ребенок начнет с Вами своего рода игру, продолжая время от времени совершать проступки, чтобы посмотреть, собираетесь ли Вы приводить в исполнение декларированную санкцию». То есть вы сами запустите механизм манипуляции. Поэтому, прежде чем заявить о возможном наказании, подумайте, действительно ли Вы это сделаете, чтобы не вступать с ребенком в бессмысленную и изматывающую игру. Также при установлении санкций необходимо помнить о том, что чем меньше ребенок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер. Например, рассердившись на ребенка, мать (или отец) говорит ему, что он не будет смотреть сказку (любимую) по телевизору, которую будут показывать через два дня. За это время ребенок может забыть причину наказания, в противном случае отсроченное наказание вносит в жизнь ребенка слишком много беспокойства. Бывает так, что, желая от ребенка послушания, родители прибегают к длительным наказаниям. Длительные наказания вызывают обиду у детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.
Отличным инструментом регулирования выполнения правил и ограничений в воспитании могут быть так называемые «внешние средства»: таблицы, на которых изображены обязанности ребенка или запреты, а так же возможные поощрения и санкции. В англоязычном интернете можно найти множество вариантов подобных таблиц по тегу "chore chart".
Любите друг друга, и мир в вашей семье будет крепким и стойким к любым переменам.

Множество других интересных статей по психологии детей и взрослых вы найдёте в блоге нашей психологической студии http://lifetimeaai.blogspot.ru/Антонина Михайлова.

1 комментарий:

  1. Возможность кредита, предложенная мистером Бенджамином, которая спасла мою семью от финансового рабства {lfdsloans@outlook.com}

    Привет всем, я одинокая мама Путри Адиратнаа из Джакарты, я хотел бы поделиться этим замечательным свидетельством о том, как я получил кредит от мистера Бенджамина, когда мы были изгнаны из нашего дома, когда я больше не мог оплачивать свои счета, после меня обманывали различные компании в Интернете и отказывали в кредите от моего банка и другого кредитного союза, который я посетил. Мои дети были усыновлены приемной опекой, я был один на улице. В тот день, когда я позорно зашёл к старому школьному товарищу, который познакомил меня с Дейзи Морин. Сначала я сказал ей, что я не готов больше рисковать запрашивать кредит онлайн, но она заверила меня, что я получу от них мой кредит. Во-вторых, из-за моей бездомности мне пришлось пройти испытание и подать заявку на получение кредита, к счастью для меня, я получил кредит в размере 80 000 долларов США от мистера Бенджамина. Я счастлив, что рискнул и подал заявку на кредит. Мои дети были возвращены мне, и теперь у меня есть собственный дом и собственный бизнес. Большое спасибо и благодарность за помощь мистеру Бенджамину за то, что он дал мне смысл жизни, когда я потерял всякую надежду. Если вы в настоящее время ищете помощь в кредите, вы можете связаться с ними по адресу: {lfdsloans@outlook.com WhatsApp + 1-989-394-3740

    ОтветитьУдалить

Ваши добрые слова и конструктивную критику можно разместить здесь). Спасибо, что читаете мой блог! Рада любым комментариям:).

pin

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...